Вампир как мифологический образ
В основе самих легенд о вампиризме лежит древний атавизм (я полагаю, тотемизм) отождествления образов (частей тела, внутренностей и т.д.) хищных животных, переносимых на людей как то: острые зубы (клыки), нечеловеческая сила, органы чувств более развиты в сравнении с человеческими.
Следует заметить, что читать дальше символизм подобных легенд одинаков для всех районов человеческого ареала, однако формы тотемизма чрезвычайно сильно зависят от географического места. Так, ближе к экватору характерны легенды о вампирах (не-людях, духах либо колдунах-людях), тогда как среди северных народов главенствуют мифы про ликантропов. В этом свете интересно выглядят записи Геродота - он описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся. (Более того, славяне, в отличие от остального мира, рассматривали оборотней исключительно как положительных персонажей). Также весьма любопытной кажется фигура Всеслава Чародея (полоцкого князя) - современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили волшебной силой, что он мог превратиться в серого волка, в ясного сокола или в оленя с золотыми рогами. Одна из летописей гласит: «…обернувшися волком, из Киев-града… за колокольных звон в Полоцк поспевал».
Но вернемся к мифам о вампирах.
Хочу указать на некоторые факты во избежание недоразумений. Долгожительство, неупотребление обычной пищи и питья, регенерация во время сна стали фигурировать в рассказах после повести Брема Стокера. Невозможность совершения полового акта с закономерным завершением оного ввела Энн Райс, причем почерпнула она эту деталь из древнеегипетского мифа о том, как Сет разрубил Осириса на множество кусков - жена побежденного Исида собрала все куски плоти, но не смогла найти фаллос, а потом оживила бога посредством своих слез уже без этой части тела (если честно, я не совсем понимаю эту параллель с вампиризмом, которую провела Райс).
Теперь к вопросу о питании живой кровью.
Безусловно, северные тотемы отличаются кое-чем от южных, однако мы ведем речь о вампирах, поэтому рассмотрим именно южные предания. Возьмем Грецию.
Лично я отыскала в сиих преданиях несколько упоминаний о крови. Приведу три:
1) «… бродит во тьме привидение Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, оно выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущее тело».
2) «… и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови».
3) «… керы ликуют, видя, как падают сраженные воины; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных».
Признаться, это наталкивает меня на две идеи относительно питания кровью. Если и в самом деле тут замешан тотемизм (а в этом сомнений быть не может), то образ диких животных должен был символизировать удачу на охоте, меткость, передачу сил животного-тотема и т.д. Но почему же тогда речь идет о человеческой крови?
У меня две версии.
Во-первых. Общеизвестно, что древние люди не гнушались каннибализма. Почему бы не допустить существование неких племен-каннибалов, облачающихся в звериные шкуры, нападающих на более-менее цивилизованных соседей под покровом ночи, быстро уходящих с добычей и порождающих суеверный страх ввиду своей неуловимости?
Второе. Ведомо, что жертвоприношения - обычная практика древних. Дорассмотрим пример Греции. Да, на определенном отрезке она отказалась от человеческих жертв, но можно допустить существование тайных орденов-«староверов». Представьте только: надев звериную шкуру, посреди ночи адепты подобных «сект» крали младенцев, умерщвляли (например, вскрывали вены или перерезали горло), дожидались (в соответствии со своими обрядами) обескровления жертвы, а ближе к утру возвращали трупик на место. И, может, даже оставляли какую-нибудь записку кровью убиенного дитя. Вот вам и Ламия.
Так что - кое-где каннибалы, кое-где тайные общества. Племена и секты давно стерлись с лица Земли, а деяния их до сих пор живут в легендах и преданиях.
Current music: Крематорий - Хабибулин
Вампиризм (мои размышления)
Вампир как мифологический образ
В основе самих легенд о вампиризме лежит древний атавизм (я полагаю, тотемизм) отождествления образов (частей тела, внутренностей и т.д.) хищных животных, переносимых на людей как то: острые зубы (клыки), нечеловеческая сила, органы чувств более развиты в сравнении с человеческими.
Следует заметить, что читать дальше
Current music: Крематорий - Хабибулин
В основе самих легенд о вампиризме лежит древний атавизм (я полагаю, тотемизм) отождествления образов (частей тела, внутренностей и т.д.) хищных животных, переносимых на людей как то: острые зубы (клыки), нечеловеческая сила, органы чувств более развиты в сравнении с человеческими.
Следует заметить, что читать дальше
Current music: Крематорий - Хабибулин